Олег Ернев

ВЕЧЕР С ХОРОШЕНЬКОЙ И ОДИНОКОЙ

 

Действующие лица:

Лиля.

Володя.

Мать Лили.

 

Комната Лили, современно обставленная, как у людей со средним достатком. Лиля у зеркала. По тому, как она в него смотрится, чувствуется, что она - в напряженном ожидании. Это подтверждает музыкальный звонок: мелодичный, мягкий, деликатный. Тем не менее, она вздрагивает. Последний взгляд в зеркало, последний косметический жест - и Лиля идет к дверям. Возвращается с Володей, в руках которого огромный букет.

 

ЛИЛЯ. Здравствуйте. Так вы и есть Володя?

ВОЛОДЯ. Здравствуйте. Я - Володя.

Внимательно рассматривают друг друга

ЛИЛЯ. Очень приятно.

ВОЛОДЯ. Это вам. (Протягивает ей цветы)

ЛИЛЯ. Что это?

ВОЛОДЯ. Рододендроны.

ЛИЛЯ (затрудняясь). Родо...до... Как мило. Когда вы успели? Да не стойте в дверях, проходите.

 

Володя делает несколько шагов, спотыкается о выступающую паркетную дощечку и падает. Не поднимаясь с пола, потирает ушибленную ногу. Лиля присаживается на корточки рядом с ним.

 

ЛИЛЯ. Не успела предупредить: у нас паркет рассохся. Вам очень больно?

ВОЛОДЯ. Нет-нет, я сейчас встану. (Продолжает сидеть). А... где ваша мама? По телефону вы сказали, что с мамой живете.

ЛИЛЯ. Мама на дежурстве. Вставайте. (Ставит цветы в вазу. Володя поднимается). Мы с вами весь вечер будем одни. Чай пить будем. Знакомиться будем. Рододен...

ВОЛОДЯ. Дроны.

ЛИЛЯ. Дроны ваши нюхать будем. Вы - в гостях у молодой, хорошенькой женщины.

ВОЛОДЯ (подчеркнуто). Одинокой.

ЛИЛЯ (нахмурившись). Что?

ВОЛОДЯ. Молодой. Хорошенькой. И одинокой.

 

    Пауза

 

ЛИЛЯ. А... Ну да. Это уж как водится.

ВОЛОДЯ. Не сердитесь.

ЛИЛЯ. Простите, я забыла, как вас зовут.

ВОЛОДЯ. Володя.

ЛИЛЯ. Ах да, правильно. Володя. Как говорится: я из лесу

вышел, был сильный склероз. А меня - Лиля.

ВОЛОДЯ. Я помню. Такое имя не забывается. Очень необычное.

ЛИЛЯ. Чем это оно необычное?

ВОЛОДЯ. Ассоциируется с цветком... с лилией.

ЛИЛЯ. Как интересно: такие сложные ассоциации. Фармацевтического характера. Вы, случайно, не ботаник?

ВОЛОДЯ. Нет. А почему вы так думаете?

ЛИЛЯ. Пристрастия, как вижу, у вас ботанические. Лилии, дендроны... Вы женаты?

ВОЛОДЯ. Что, прямо так сразу, с порога?

ЛИЛЯ. А я вообще человек прямой. Чего душой кривить? Женаты - так сразу и говорите. Я же не спрашиваю вас: привлекались ли вы к уголовной ответственности, владеете ли вы тайной информацией и т. д. Меня интересует: вы свободны?

ВОЛОДЯ. Был. Сейчас - нет.

ЛИЛЯ. Были свободны. Сейчас - нет. Так?

ВОЛОДЯ. Не так. Я был женат, а сейчас - нет, свободен.

ЛИЛЯ. А почему вы произносите это гордое слово "свобода" с таким унылым выражением лица?

ВОЛОДЯ. Бремя свободы, Лиля, нелегкое бремя.

ЛИЛЯ. Предпочитаете бремя женатого? Любите рабство?

ВОЛОДЯ. Видите ли... свобода - состояние неизвестности, а человек , цивилизованный человек, ну, то-есть, испорченный цивилизацией, - предпочитает все-таки известные символы. Ему так легче, привычнее. Есть такое сочинение одного философа "Бегство от свободы", в нем говорится, что человек...

ЛИЛЯ. А я знаю одного мужчину, он предпочитает бегство в свободу.

ВОЛОДЯ. Этот мужчина... он либо страшно смел, либо очень глуп.

ЛИЛЯ. Ну об этом мы поговорим позже, а сейчас...Что я хотела? Из головы вылетело. Вы знаете, Володя, у меня такая голова: из нее все начисто выскакивает, когда мужчина философствовать начинает. Обожаю философов. У меня один философ знакомый был, он мне все про Канта рассказывал.

ВОЛОДЯ. А-а, знаю: категорический императив.

ЛИЛЯ. Нет, он мне больше про эти...про легемоны рассказывал.

ВОЛОДЯ. Может быть, пролегомены?

ЛИЛЯ. Как? Неважно. Но очень умно. Очень метафизично. Я обожаю метафизику. Так сложно, так заманчиво, а главное - так непонятно. Я его спрашиваю: милый, метафизика - это просто здорово, а как насчет того, чтобы переспать?

ВОЛОДЯ. Что, прям так и ляпнули?

ЛИЛЯ. Что значит ляпнула? Произнесла открытым текстом в духе современной обнаженности души и тела. Век космических скоростей на дворе, Володя. Или вы давно форточку не открывали? Откройте, продуйте пространство. Век цифровых революций, нанотехнологий. Собственно, я не про это. Я про переспать. Между нами, девочками говоря, ужасно хотелось. Такой мужчина был... Ух! С явно выраженной харизмой. Казанова. Так и знаете что он мне в ответ? Вас интересует его ответ?

ВОЛОДЯ. Еще бы, такая пикантная тема.

ЛИЛЯ. Ну так послушайте, что ответил мне этот толкователь Канта, этот талмудист. Он мне сказал: "Ничего не получится". - "Это у вас не получится, а у меня очень даже получится" - возмутилась я. А он мне: "Вы неправильно меня поняли. Не получится, потому что вы - вещь в себе, а я - в себе". Ну тут я ему выдала по полной программе: "А у Канта - говорю - ничего не сказано о ВЕЩИ ВО МНЕ?" Он только рот разинул, обиделся и исчез. За Канта обиделся.

ВОЛОДЯ. Да, Кант - он такой. Он девственником оставался до конца жизни.

ЛИЛЯ. Да что вы? Вот несчастный. А вы? Вы тоже кантианец?

ВОЛОДЯ. Нет, я не кантианец, меня больше привлекает Конфуций... Лао-Цзы...

ЛИЛЯ (затыкая уши, мотает головой). Нет-нет! Не надо. Не говорите. А то заслушаюсь и забуду напоить вас чаем. Лучше посмотрите, какая у меня комната. Мы с мужем здесь когда-то жили.

ВОЛОДЯ. С мужем?

ЛИЛЯ. Да полгода назад или больше. Теперь я одна.

ВОЛОДЯ (оглядывая комнату). Тесновато.

ЛИЛЯ. А нам нравилось. С милым, как говорится...

ВОЛОДЯ. Понятно. А спали где?

ЛИЛЯ. Ничего себе вопросик. Зачем это вам?

ВОЛОДЯ. Вы женщина прямая, откровенная, скорости у вас космические. Вот я и... интересуюсь. Я же не спрашиваю вас, двоеженка вы или , не приведи господь, киллерша. Я задаю невинный вопрос: где вы с мужем валялись, то есть спали?

ЛИЛЯ (с суховатой назидательностью). Обычно люди спят на кроватях.

ВОЛОДЯ. Смотря какие люди. Рахметов, например, на гвоздях спал.

ЛИЛЯ. Кто это? Композитор?

ВОЛОДЯ. Нет, композитор Рахманинов, а это - Рахметов. Тот который не знал, что делать.

ЛИЛЯ. А-а, ну это мазохист

ВОЛОДЯ. Нет, не мазохист. Мазохисты как раз-таки знают, что делать: мучают самих себя. Правда, с помощью другого. Захер Мазоха...

ЛИЛЯ. Не выражайтесь пожалуйста.

ВОЛОДЯ. Я не выражаюсь. Я говорю: Захер Мазоха...

ЛИЛЯ. Ну вот опять. А называете себя цивилизованным человеком.

 

Пауза

 

ВОЛОДЯ. А- а, вы по поводу Мазохи... Бог с ним, с Мазохой. А вот йоги на углях горящих спать могут.

ЛИЛЯ (отмахиваясь). Это неправильные люди. Другая раса. Они пришельцы из Атлантиды.

ВОЛОДЯ. Кто вам сказал?

ЛИЛЯ. Я читала, Мы все такими будем лет через пятьсот. А вы сами-то, небось, на потолке спите?

ВОЛОДЯ. Лично я на полу. От остеохондроза помогает. А вот мой друг - тот в гамаке любит спать. Свернется в клубок и спит.

ЛИЛЯ (заинтересованно). В клубок?

ВОЛОДЯ. Да.

ЛИЛЯ. А стоя он не пробовал?

ВОЛОДЯ. Стоя? В гамаке?

ЛИЛЯ. А что? Я знаю одного любителя преодолевать трудности: он сексом занимается исключительно стоя в гамаке.

ВОЛОДЯ. Да что вы? И получается?

ЛИЛЯ. Еще как. Он виртуоз. А вы говорите: йоги. Ежиком каждый может. Хотя... погодите, если ежиком, то... где у него нос, рот, глаза?

ВОЛОДЯ. Не понял.

ЛИЛЯ. Ну ведь если клубок, то ничего не найти.

ВОЛОДЯ. А зачем искать?

ЛИЛЯ. Здрасьте. Мы с чего начали? С кро-ва-ти!

ВОЛОДЯ (озадаченно). Простите...

ЛИЛЯ. Я вовсе не то имела в виду. Вы спросили, где я спала с мужем?

ВОЛОДЯ. Ну спросил.

ЛИЛЯ. Вот. А теперь я вас спрашиваю: когда он спит в гамаке, свернувшись клубком, где у него нос, рот, глаза? В клубке

прячет? Куда целовать прикажете, если он муж? В колючки?

ВОЛОДЯ. Да нет у него никаких колючек!

ЛИЛЯ. Нет колючек? Странно. А куда они подевались?

ВОЛОДЯ. Он их сбривает.

ЛИЛЯ Бритый ежик? Оригинально! Вот на этой кровати с мужем я спала.

 

Неожиданно с силой толкает его на кровать. Он падает и лежа ошеломленно на нее смотрит.

 

ВОЛОДЯ. Вы ... это намек?

ЛИЛЯ. Попрошу без пошлостей. Вы пришли к женщине и с порога, не попив для приличия чаю, спрашиваете, где она спала с мужем. А вдруг она никогда не спала с мужем?

ВОЛОДЯ. Простите, я не знал, что у вас ... что у вас ... проблема супружеских взаимоотношений.

ЛИЛЯ. Вставайте, у нас на работе мужчины никогда не валяются на кроватях.

ВОЛОДЯ. Я не на работе. Я в гостях.

ЛИЛЯ. Да, И вас зовут Володя. А... от кого вы узнали мой телефон?

ВОЛОДЯ. Я... видите ли... у меня есть друг...

ЛИЛЯ. Я помню, бритый ежик в клубочке.

ВОЛОДЯ. Нет, другой.

ЛИЛЯ. Который на гвоздях?

ВОЛОДЯ. Не смейтесь. У него в записной книжке... короче, говорит: есть классная телочка.

ЛИЛЯ. Телочка - это я?

ВОЛОДЯ. Да.

ЛИЛЯ. Классная - в каком смысле?

ВОЛОДЯ. В смысле - хорошенькая.

ЛИЛЯ. А я хорошенькая?

ВОЛОДЯ (критически ее осматривает). Ну.. я... мне вы очень нравитесь.

ЛИЛЯ. Спасибо. И что?

ВОЛОДЯ. А... о чём мы?

ЛИЛЯ. О вашем друге, который пасет классных телочек, а потом находит для них племенных бычков.

ВОЛОДЯ. Ну зачем вы так? (Вытаскивает записную книжку). Он дал мне ваш телефон. Мы же должны помогать друг другу

ЛИЛЯ. Поняла. Гуманитарная помощь. Нечто вроде службы знакомств.

ВОЛОДЯ. Хм. Я записал ваш телефон в свою книжку. Вот в эту.

ЛИЛЯ. Дайте посмотреть. (Рассматривает книжку). Красивая.

ВОЛОДЯ. Подарок жены.

ЛИЛЯ. Она видно, вас очень любила.

ВОЛОДЯ. Было время.

 

Пауза.

 

ЛИЛЯ. Съешьте что-нибудь: апельсин или яблоко. Я чайник поставила.

ВОЛОДЯ. Спасибо. (Рассеянно берет с вазы лимон, грызет его. Сквозь слезы). Ой, что это?

ЛИЛЯ Это называется лимон. Вы что лимонами питаетесь? Держите платок. Вытрите слезы!

 

Володя кладет книжку на стол, вытирает обильно льющиеся слезы

 

ЛИЛЯ. А мне муж тоже когда-то подарок сделал.

 

Идет к книжному шкафу, вытаскивает красивую тетрадь для записей, в роскошном переплете.

 

Вот, это мой дневник. Когда мне грустно, или когда меня называют классной телкой, или когда мой телефон передают другим... я разговариваю со своим дневником. Доверяю ему свои тайны

 

Любовно гладит тетрадь, прижимает ее к щеке.

 

Ладно. Идите мойте руки. Ванная там. Желтое полотенце для вас. И не сковырните паркет. И на раковину не облокачивайтесь - грохнется. В этом доме все рушится.

 

Володя уходит. Некоторое время Лиля сидит смирно. Но как только раздается шум воды, кладет дневник на стол, хватает оставленную Володей записную книжку и жадно ее листает.

 

Эл, Эл, вот. Лиля. Да. Не солгал. Моя фамилия. Мой телефон.

 

Шум воды прекращается Она захлопывает книжку, из нее выпадает фотография.. Лиля поднимает ее, разглядывает. Услышав звук открывающейся двери, всовывает фотографию в книжку и кладёт ее на место. Принимает безразличное выражение. Входит Володя.

 

ВОЛОДЯ. У вас там чайник свистит как сторож в яблоневом саду.

ЛИЛЯ. Спасибо.

 

Уходит на кухню. Володя берет свою книжку, прячет в карман, прислушивается, потом хватает со стола оставленный Лилей дневник и начинает листать. Заслышав шаги Лили, кладет его на место. Принимает небрежную позу. Входит Лиля, разливает чай.

 

ВОЛОДЯ. Вы любили мужа?

ЛИЛЯ. Это имеет отношение к чаю?

 

Пауза.

 

ВОЛОДЯ. Так любили или по расчету?

ЛИЛЯ. Да, черт побери! Да! Любила! И сейчас люблю! Что дальше?

ВОЛОДЯ (невозмутимо). Простите, я не предполагал, что это для вас так больно. Я сам очень любил свою жену, и может быть, так же как вы.... до сих пор ее...

ЛИЛЯ (резко перебив). Значит, вы взяли у друга телефон и решили позвонить?

ВОЛОДЯ. Не сразу. Долго ходил кругами

ЛИЛЯ. Это у вас манера такая?

ВОЛОДЯ. Это я набирался смелости.

ЛИЛЯ. Ого. Вы говорите о женщине как о неприступной крепости.

ВОЛОДЯ. Знаете ли... Некоторые мужчины на приступ крепости идут охотнее, чем на сближение с женщиной.

ЛИЛЯ. Мы такие монстры? Так вас пугаем?

ВОЛОДЯ. Можно сказать и так. Особенно очень хорошенькие.

ЛИЛЯ. Чем? Чем пугают вас хорошенькие?

ВОЛОДЯ. Своей непознаваемостью. Женщина - существо непознаваемое.

ЛИЛЯ. А мужчина?

ВОЛОДЯ. Мужчина познаваем.

ЛИЛЯ А женщина непознаваема?

ВОЛОДЯ. Непознаваема.

ЛИЛЯ. Как это понять?

ВОЛОДЯ. Мужчина более структурирован.

ЛИЛЯ. О господи! Структу... Нет, мне не выговорить.

ВОЛОДЯ. Структура его оформлена четче. Он более завершен.

ЛИЛЯ. А женщина?

ВОЛОДЯ. Она размыта, расплывчата. Она делится, как клетка. Она как вода: не знаешь, куда потечет в следующую минуту.

ЛИЛЯ. Короче, как говорил один мой знакомый философ: "Все течет, все из меня". Я поняла: женщина - это вещь в себе.

ВОЛОДЯ. Скорее - из себя.

ЛИЛЯ. Послушайте, Володя, вы Канта переплюнули.

ВОЛОДЯ. Переплюнул?

ЛИЛЯ. Да.

ВОЛОДЯ. Каким образом?

ЛИЛЯ. Ну... Кант плюнул на три метра, а вы - на пять.

ВОЛОДЯ. Спасибо за комплимент.

ЛИЛЯ. Не за что: плюйте дальше.

ВОЛОДЯ. Простите, что-то я увлекся.

ЛИЛЯ. Все нормально. Мне вообще везет на философов. Что ни мужик - то либо Кант, либо Шопенгауэр. А чаще - Платоны, Невтоны, Демокриты. Лежим в постели и философствуем до утра.

ВОЛОДЯ. А утром?

ЛИЛЯ. Утром на работу.

ВОЛОДЯ. А потом?

ЛИЛЯ. Опять философствовать.

ВОЛОДЯ. Так вы с мужчинами не...?

ЛИЛЯ. Избави Боже! Что они обо мне подумают? Я существо духовное!

ВОЛОДЯ. Вот здорово!

ЛИЛЯ. Здорово? Вы что тоже хотите платонических отношений?

ВОЛОДЯ. Я... я еще не знаю.

ЛИЛЯ. Не определились. Понятно. Я подожду. Но мы отвлеклись. Так вы набрались отваги, мужества и еще чего-то там и?

ВОЛОДЯ. Да. Набрался смелости и... позвонил. Вы ответили: "приезжайте".

ЛИЛЯ. Да, набралась смелости, мужества и ответила: "приезжайте".

ВОЛОДЯ. Да, и назвали адрес. Через полчаса я приехал. И вот... я у вас.

ЛИЛЯ. А что вы делали эти полчаса?

ВОЛОДЯ. Ехал к вам. Нет, сначала за цветами. Съездил в Ботанический сад и купил ...

ЛИЛЯ. Дроны?

ВОЛОДЯ. Да.

ЛИЛЯ. Почему именно эти цветы? Не гвоздики?

ВОЛОДЯ. Пошло.

ЛИЛЯ. Розы?

ВОЛОДЯ. Банально.

ЛИЛЯ. А вы - оригинал. Хотели произвести впечатление. Хотя вы правы. Экзотика - это то, что нужно для первого знакомства.

ЛИЛЯ. Как добирались: на метро или на такси?

ВОЛОДЯ. Какая разница? На метро.

ЛИЛЯ. За полчаса до Ботанического? Не врете?

ВОЛОДЯ. Не вру.

ЛИЛЯ. Врете. Выходной день. В Ботаническом саду дендроны не продаются.

ВОЛОДЯ. В оранжереях не выходной. И у меня там знакомая тетка работает.

ЛИЛЯ. Вы украли цветы. По глазам вижу.

ВОЛОДЯ (смущенно). Украл.

ЛИЛЯ. Для какой женщины?

ВОЛОДЯ. У которой пью чай.

ЛИЛЯ. Опять ложь. Вы готовились к свиданию с другой женщиной. А она либо не пришла, либо... Вы порылись в книжечке. Лилечка обнаружилась, хорошенькая, одинокая... Не пропадать же вечеру и цветам. Вы думаете, я запасной игрок? У меня, между прочим, душа... Не хочу ваших цветов, не хочу, чтобы вы сидели рядом. Забирайте их и ...хватит чужие чаи распивать. (Володя пьет чай). Вам что, непонятно?

ВОЛОДЯ. Почему? Очень все доходчиво.

ЛИЛЯ. А почему не выметаетесь?

ВОЛОДЯ. Я у вас в гостях. Разве с гостями так обращаются? Перебиваете, кричите, нервничаете все время. Чай у вас какой-то невкусный. Пожадничали заварку.

ЛИЛЯ. Сорт такой. На фирменные чаи нет денег.

ВОЛОДЯ. Сорт хороший, заваривать не умеете, спешите, суетитесь. Заварка чая - это ритуал, это поэзия. А вы...

ЛИЛЯ. У нас что, лекции по искусству заварки чая?

ВОЛОДЯ. Простите. Значит, вот в этой комнате вы жили с мужем. И сколько лет?

ЛИЛЯ. Какое вам дело? Пять. И что?

ВОЛОДЯ А говорите, что и сейчас любите. Если бы любили, портретик бы на стеночке висел.

ЛИЛЯ. Еще чего - портретики.

 

Неожиданно Володя встает и направляется к двери.

 

ЛИЛЯ (с легкой тревогой). Эй! Вы куда?

ВОЛОДЯ. Вы меня гоните, я ухожу.

ЛИЛЯ. Сразу надо было, когда злая была. Сядьте!

ВОЛОДЯ. Чтобы вы опять на меня кричали?

ЛИЛЯ. Сядьте, прошу вас. Ну пожалуйста, не покидайте меня так сразу.

ВОЛОДЯ (чуть помедлив). Ну хорошо. (Возвращается). Допустим. Допустим, что цветы не для вас. Они предназначались другой женщине. Но той женщины уже нет. Теперь эти цветы для вас.

ЛИЛЯ (смиряясь). Спасибо. Простите, что на вас накричала. ВОЛОДЯ. Вы думаете, жена меня бросила?

ЛИЛЯ. Так цветы были для...

ВОЛОДЯ. Это я сам, сам от нее ушел. Меня никто не бросал. Я сам.

ЛИЛЯ (смиренно). Я понимаю.

ВОЛОДЯ. А будете кричать, и от вас уйду. Как колобок. Помните сказку про колобка, который гулял сам по себе.

ЛИЛЯ. Это кошка гуляла сама по себе. Сказка про меня. ВОЛОДЯ. А колобок - про меня.

ЛИЛЯ (грустно). Колобок, колобок, улетел, как голубок.

 

Нежно гладит Володю по голове. От неожиданности тот застыл под ее лаской. Сидит, как нож проглотил. Пауза. Она продолжает гладить. Ласка ее принимает оттенок чувственности.

 

ВОЛОДЯ (сглотнув слюну). Мне, может, любви хочется. Настоящей, большой.

ЛИЛЯ. И вы пришли искать ее у меня? Хороший мой. Кому ж ее не хочется? (Понизив голос до шепота). Я слышала в телефонную трубку, как вы волнуетесь. Я сама волновалась. Страшно было.

ВОЛОДЯ (невольно переходя на шепот). Почему страшно?

ЛИЛЯ. Не знаю. Новое знакомство, как новое приключение. Неизвестность. Женщину всегда пугает неизвестность. Пугает и... и волнует. У вас тоже голос дрожал.

ВОЛОДЯ. У меня всегда голос дрожит, когда я разговариваю с хорошенькими женщинами.

ЛИЛЯ. Нервы. Но ведь вы не знали, какая я: брюнетка, блондинка?

ВОЛОДЯ. Понятия не имел.

ЛИЛЯ. Гадкий лживый мальчик.

ВОЛОДЯ. Что? Опять?

ЛИЛЯ. Откуда у вас моя фотография?

ВОЛОДЯ. Где? Какая фотография?

ЛИЛЯ. Вот. (Вытаскивает из книжки свою фотографию).

ВОЛОДЯ (выхватывая ее). Манеры у вас...

ЛИЛЯ (сокрушенно). А что делать, когда кругом сплошная ложь.

ВОЛОДЯ. А это не вы мне ее подложили?

ЛИЛЯ. Говорите правду.

ВОЛОДЯ (вздохнув). Правда заключается в том, что цветы куплены для...

ЛИЛЯ. Для меня.

ВОЛОДЯ. Ну да. Я же говорил с самого начала.

ЛИЛЯ. (лицо ее светлеет). Теперь я вам верю. (Долго с наслаждением вдыхает аромат цветов). Володя, можно я вас поцелую? (Нежный поцелуй).

ВОЛОДЯ (смущенно). Раз такое дело... Я стеснялся... В общем, у меня кое-что есть. Давайте вмажем? А? Вот!

ЛИЛЯ. Коньяк?

ВОЛОДЯ. Коньяк.

ЛИЛЯ. Вы знаете, мой муж очень любил коньяк. И меня научил. Я раньше спиртное в рот не брала. А теперь... Налейте мне и увидите, что я с вашим коньяком сделаю.

ВОЛОДЯ (протягивает ей полную рюмку). Держите. Ну и?

ЛИЛЯ (опрокинув махом рюмку). Ап - и нету.

ВОЛОДЯ. Браво. Повторить?

ЛИЛЯ. Прямо как мой муж: повторить? Вот и доповторялась.

ВОЛОДЯ. Что доповторялась?

ЛИЛЯ. Повторенье - мать ученья. Научилась, вот что. Правда, это потом пригодилось. Когда расстались. (Пауза). А вы пьете в точности, как мой муж.

ВОЛОДЯ (слегка раздраженно). А как пил ваш муж?

ЛИЛЯ. Вот также грел рюмку. Он говорил, что коньяк нужно согревать в ладонях, и тогда он распадается на сложный и тонкий букет ароматов.

ВОЛОДЯ. Это так. Но при чем тут ваш муж? Это древнее искусство. Еще со времен античности...

ЛИЛЯ (захмелев, упрямо). Он говорил: это как скульптор... Прежде, чем лепить, долго согревает в ладонях глину. И когда глина становится податлива - валяй из нее что хочешь. Если есть талант.

ВОЛОДЯ. Верно подмечено.

ЛИЛЯ (с затуманенным взглядом). Он говорил, что если женщину долго держать в теплых ладонях, она становится как глина, мягкая и податливая, и лепи из нее, что хочешь... что хочешь...

ВОЛОДЯ. Если есть талант.

ЛИЛЯ (с закрытыми глазами, мечтательно)... что хочешь... ВОЛОДЯ. Похоже, ваш муж был неглупым человеком. Но... нельзя ли как-нибудь сегодня... без...

ЛИЛЯ (очнувшись). Ладно. Поговорим о вас.

ВОЛОДЯ. Нет, о вас. Вы такая странная. Где вы работаете?

ЛИЛЯ. Секрет.

ВОЛОДЯ. Серьезно.

ЛИЛЯ. Серьезно. Секретная организация. С космосом связана.

ВОЛОДЯ. В наше-то время? Секреты?

ЛИЛЯ. Не смейтесь. Мне до сих пор заграничный паспорт не выдают. Так мечтала в Грецию съездить.

ВОЛОДЯ. Вы связаны с космосом?

ЛИЛЯ. Я связана с обезьянами.

ВОЛОДЯ. В какой-то мере, если верить Дарвину, мы все связаны с обезьянами.

ЛИЛЯ. Я связана с обезьянами, которые связаны с космосом.

ВОЛОДЯ. Что-то оккультное?

ЛИЛЯ. Никакой мистики. Чистая проза и материализм. Этих обезьян запускают в космос. В спутниках. Всякие там датчики, хератчики. Изучают, как у них там мозги? Не переворачиваются? Сплошное издевательство над животными. Ну ее, эту работу. Дайте выпить.

ВОЛОДЯ. Пожалуйста. (Наливает). А в ладонях?

ЛИЛЯ. Потом.

ВОЛОДЯ. Нет, я про коньяк.

ЛИЛЯ. А-а, поздно. (Опрокидывает рюмку). Ап - и нету. (Протягивает ему рюмку). Повторить.

ВОЛОДЯ. Я вижу, работа вам не по вкусу.

ЛИЛЯ. Никакой романтики. Хорошо, что есть самодеятельные театры. Вот где романтика. Есть где душу отвести.

ВОЛОДЯ. Какое совпадение. Я тоже.

ЛИЛЯ. Что тоже?

ВОЛОДЯ. Я тоже занимаюсь в самодеятельном театре. Очень люблю играть. Скучно жить стало. Кругом деньги, деньги. Тоска смертная. Не для русского это менталитета. Вот как с женой расстался, как загрустил, так и понял: спасти человека может только Игра. И потянуло меня в другие миры... Роли, маски...Ах, Лилечка, театр это...

ЛИЛЯ. Не умничайте, мой милый. Шекспира вам не перешекспирить. (Театрально декламирует). Весь мир - большой театр, все женщины, мужчины - все актеры.

ВОЛОДЯ. Точно. Летать рожденный не может ползать!

ЛИЛЯ. О! Вы, стало быть, чайка Джонатан Ливингстон? Ну тогда я - чеховская Чайка.

ВОЛОДЯ. Нет повести печальнее на свете... (Неожиданно резко.) Лиля, зачем вы все время мне лапшу на уши вешаете? Нет у вас никакого мужа. Вы все выдумали. И вот еще что: да, я не случайно вам позвонил, но и вы... вы ждали моего звонка.

ЛИЛЯ (густо покраснев). Глупости.

ВОЛОДЯ. Ждали.

ЛИЛЯ Чушь!

ВОЛОДЯ (торжествующе). Ждали! Откройте ваш дневничок. Прочтите последнюю запись, где вы с волнением ожидаете нашей встречи.

 

Пауза.

 

ЛИЛЯ. Подсмотрели?

ВОЛОДЯ. Один один.

ЛИЛЯ. Ладно. Но.. я ждала не вас.

ВОЛОДЯ. Не меня?

ЛИЛЯ (с вызовом). Не вас.

ВОЛОДЯ. Кого же?

ЛИЛЯ. Я ждала... (Пауза). Мужа.

ВОЛОДЯ (кричит). Нет у вас никакого мужа!

 

Лиля бросается к шкафу, роется в нем, вытаскивает альбом, документы, бросает это все перед Володей.

 

ЛИЛЯ. А это что? Читайте: свидетельство о браке.

ВОЛОДЯ Подделка.

ЛИЛЯ. Дурак! А это? Вот я, а вот он. Мы в загсе. Это свидетели.

ВОЛОДЯ А чего они такие толстые?

ЛИЛЯ. Вот мы целуемся.

ВОЛОДЯ (рассматривая фотографию). Да уж...

ЛИЛЯ. Кольцо на палец ему надеваю. Оно ещё не налезало, я чуть в обморок не упала. Понятно вам, кого я сегодня ждала?

 

Володя перелистывает альбом. Неожиданно его привлекает какая-то фотография. Он берет ее, кладет в карман. Ни слова не говоря встает, направляется к двери.

 

ЛИЛЯ. Эй, куда вы?

ВОЛОДЯ. Вы сами сказали, что ждали не меня.

ЛИЛЯ. И вы обиделись?

ВОЛОДЯ. Я предпочитаю, чтобы ожидали меня.

ЛИЛЯ. Теперь я жду вас.

ВОЛОДЯ. Потому что не пришел он?

ЛИЛЯ. Наплевать. Это его личное дело. Останьтесь. Я ЖДУ вас. Устраивает? И кстати, что это вы у меня стащили? Это же моя фотография.

ВОЛОДЯ. Ошибаетесь. Моя. Глядите.

ЛИЛЯ (рассматривая фотографию). Черт. И правда: вылитый вы.

ВОЛОДЯ. Как к вам попала моя фотография?

ЛИЛЯ (смутившись). Женщинам нельзя задавать такие вопросы.

ВОЛОДЯ. Тем, которые лгут, можно.

ЛИЛЯ. Сдаюсь. Я ее отлепила. С доски объявлений. Иду по улице, смотрю фотография: красивый молодой мужчина. Я и отлепила. Стенд такой. Их разыскивает милиция.

ВОЛОДЯ. Что вы мне голову морочите.

ЛИЛЯ Честное слово, Володя. ВЫ в розыске. Вас ищут по всей России. Но у меня вы в безопасности.

ВОЛОДЯ. Откуда у вас моя фотография?

ЛИЛЯ (сдаваясь). У подруги увидела в альбоме. Вы мне понравились. Я сказала подруге. Она - вашему другу. Ваш друг, любитель хорошеньких телочек - вам. Принцип домино.

ВОЛОДЯ. Тогда... выпьем за то, что вы ждали меня.

ЛИЛЯ. За то, что вы пришли ко мне. А потом... вы подержите меня в ладонях. Если они у вас теплые. Потому что я ужасная мерзлячка.

ВОЛОДЯ. Вот, потрогайте.

ЛИЛЯ (гладя и целуя его руки, полупьяно). Горячее... сердце. Вы... вы говорили, что в театре играете. Что за роль?

ВОЛОДЯ (оживленно). У вас веревка есть?

ЛИЛЯ. Если вешаться, чур не в моем доме.

ВОЛОДЯ. Юмор у вас, Лиля...

ЛИЛЯ. Ну ладно, веревка в ванной.

 

Володя уходит. Она берет мобильник, соединяется с абонентом: "Это ты? Да, получилось. Он у меня. Жду." Отключается. Возвращается Володя. Она смотрит на него с чувством растущего беспокойства и вдруг, защищаясь рукой, отшатывается

 

ВОЛОДЯ. Что с вами? Чего вы испугались?

ЛИЛЯ. У вас... Вы.. У вас взгляд какой-то...

ВОЛОДЯ. Какой?

ЛИЛЯ. Такой какой-то.. не такой. Вы уходили не таким.

ВОЛОДЯ. Это я в роль вошел. Пьеса начинается с того, что...

 

Толкает ее с силой на кровать.

 

ЛИЛЯ. Вы что делаете, чертов сын? Мне же больно!

ВОЛОДЯ. Погодите, не брыкайтесь. (Связывает ее).

ЛИЛЯ. Что это? Что вы со мной сделали?

ВОЛОДЯ. Я играю в пьесе главную роль. А пьеса начинается с того, что герой притаскивает в подвал женщину и связывает ее.

ЛИЛЯ. Ну и пусть связывает в своем подвале. Вы же не в своем подвале. И я не из тех женщин, которых нужно связывать.

ВОЛОДЯ. Та женщина тоже была не из тех женщин.

ЛИЛЯ . Сукин сын. Что вы хотите со мной сделать?

ВОЛОДЯ. Мне нужно знать правду: кого вы ждали сегодня вечером. Мне очень важно. Я одинокий человек. Мне тяжело... я хочу... я требую, чтобы меня любили.

ЛИЛЯ. В этом положении? (Извивается всем телом). Не выйдет. ВОЛОДЯ. Вам лучше не упрямиться. Я человек отчаянный, ей-Богу. Кого вы ждали?

ЛИЛЯ. Хорошо. Только, чтобы от вас отвязаться. У нас в кружке есть молодой человек. Он мой партнер по пьесе. Мы давно уже нравимся друг другу. Почти полгода. Мы даже... любим друг друга, если хотите.

ВОЛОДЯ. А муж? Вы же твердили, что любите мужа?

ЛИЛЯ. Муж - это другое.

ВОЛОДЯ. Вот оно как. Муж - другое.

ЛИЛЯ. Да. Вчера после репетиции мы с тем парнем договорились... В общем, я ждала его.

ВОЛОДЯ (укоризненно). Но ведь вы только что клялись, что ждали меня. Мы даже выпили за это.

ЛИЛЯ (смущенно). Это... это было до того, как вы вышли в ванную. И вернулись из нее. Я хочу сказать, вы были другим. А сейчас...

ВОЛОДЯ (в раздумье). Значит полгода вы не живете с мужем. Полгода любите другого. Ждёте этого другого. Он не приходит. И вместо него в...

ЛИЛЯ. А у той женщины из пьесы был муж?

ВОЛОДЯ. Был.

ЛИЛЯ. А зачем вы ее похитили?

ВОЛОДЯ. Чтобы убить. Но сначала я, то есть он, должен совершить над ней насилие.

ЛИЛЯ. Это еще зачем?

ВОЛОДЯ. Он выбрал ее: она ему понравилась.

ЛИЛЯ. А я...вам?

ВОЛОДЯ. Тоже.

ЛИЛЯ. По-моему, мне становится по-настоящему страшно.

ВОЛОДЯ. Это еще цветочки.

ЛИЛЯ. А он?

ВОЛОДЯ. Кто?

ЛИЛЯ. Тот человек из пьесы, он тоже был женат?

ВОЛОДЯ. Нет, он был одинок и выл по ночам на луну. Вот так. (Долго сосредоточенно воет.) У-у-у-у-у-у!!!

ЛИЛЯ. Пожалуйста, перестаньте! Может, я могу вам чем-то помочь?

ВОЛОДЯ (прекратив вытье). Вы мне зубы не заговаривайте. Та женщина в подвале ему тот же вопрос задала.

ЛИЛЯ. Хорошая женщина. А что он?

ВОЛОДЯ (зло). Ничего. Когда вас привязывают к кровати, вы почему-то сразу становитесь жалостливыми, участливыми, кроткими. А почему вы не оказываетесь рядом с нами, когда мы на луну воем?

ЛИЛЯ. А кто вам сказал, что мы не воем? Просто, когда вы воете с одной стороны, мы в это время воем с другой. И не слышим друг друга.

ВОЛОДЯ. Это была его личная месть всему равнодушному женскому полу. Я про того мужчину из подвала.

ЛИЛЯ. Но я-то при чем.

ВОЛОДЯ. Я же говорю: всем женщинам. Вы так лживы, холодны, эгоистичны. Хотя бы по отношению ко мне. Вам все равно: муж, любовник или я.

ЛИЛЯ. Погодите. И что он сделал с той женщиной? (Ахнув). Убил? ВОЛОДЯ. Нет. К сожалению. (Вздох облегчения Лили). Подоспела полиция. Но перед тем, как его увели... знайте, она его полюбила.

ЛИЛЯ. Полюбила? Своего убийцу?

ВОЛОДЯ. Он не убийца. Просто она ему понравилась, а она на него и внимания бы никогда не обратила. Он был слюнтяй и боялся ее мужа.

ЛИЛЯ. Полюбила слюнтяя?

ВОЛОДЯ. Когда пришла полиция, он уже не был слюнтяем.

ЛИЛЯ. Бедный.

ВОЛОЯ. Это он-то?

ЛИЛЯ. Это я вам.

ВОЛОДЯ. Учтите, что я - не он. И если женщинам нравится насилие, я буду совершать его над ними без счёта.

ЛИЛЯ. Женщинам не нравится насилие. Женщинам нравятся бедные слюнтяи, которые ночами воют на луну.

ВОЛОДЯ. Не обольщайтесь, вы сейчас выражаетесь словами той женщины из подвала. Но я вам не верю. И потом, кто вам сказал, что я - слюнтяй.

ЛИЛЯ. Послушайте, ваша жена что-то такое вам сделала, из-за чего вы стали выть на луну, а страдать должна почему-то я. Идите к своей жене и насилуйте ее хоть до бесконечности.. А меня оставьте в покое и развяжите же, наконец.

ВОЛОДЯ (задумчиво). Над своей женой? Нет. Я бы не посмел. (Хватается за голову). Она такая хрупкая... нежная... она..

ЛИЛЯ. А я что по-вашему, дирижабль что ли? Может, вы хоть разок на меня взглянете. Да я само воплощение хрупкости. Таким женщинам, как я, дарят эти... как их ну... родододендродоны. Вот. Я даже выговорила. Ради вас.

ВОЛОДЯ. Нет-нет, вы - не моя жена. Я заодно отомщу и за вашего мужа. Он тоже где-нибудь воет. А вы в это время .... театры, партнеры, вот теперь я.

ЛИЛЯ. Господи, маньяк, садист какой-то.

ВОЛОДЯ. И ваш муж, знай он об этом, первый бы пожал мне руку.

ЛИЛЯ. Подлец. Обманщик. С цветами заморскими пришел. А я-то, дура, поверила, губы раскатала, чуть не отдалась ему.

ВОЛОДЯ. Вот-вот.

ЛИЛЯ. Развяжите. Я, может, еще не передумала.

ВОЛОДЯ. Я передумал. Теперь у меня только одно желание: вас наказать. Я как увидел вашу фотографию, сразу понял: она. У меня аж адреналин в кровь литрами впрыснулся, сладкая дрожь по телу пробежала. Она. Она ответчик.

ЛИЛЯ. Зверь. Садюга.

ВОЛОДЯ. Театра вам захотелось? Спрятать истинное лицо под маской? Вам драма нужна? Будет вам и драма, и трагедия. (Снимает рубашку). Ну? Кого же вы ждали сегодня, мадам? Меня? Своего мужа? Или любовника по пьесе, вашего любовника?

ЛИЛЯ. Он не любовник.

ВОЛОДЯ. И никогда им не будет. Вашим любовником стану я. ЛИЛЯ. Подлец!

ВОЛОДЯ. Ну-ну, потише. Вашего согласия здесь не требуется. Так кого? Считаю до трех. После чего целую одну вашу ножку, потом вторую, потом... пойду выше, выше, а потом...

ЛИЛЯ. Бандит. Ничего тебе не скажу, не надейся. Можешь пытать. Можешь заколачивать в меня гвозди. Можешь вывернуть меня наизнанку. Ничего не узнаешь.

ВОЛОДЯ. Смотрите, я целую.

ЛИЛЯ. Ой, щекотно. Не надо.

ВОЛОДЯ. Ах, не надо?

ЛИЛЯ (кричит). Мама!

ВОЛОДЯ. Мама на дежурстве. Какая замечательная ножка.

ЛИЛЯ. Помогите!

ВОЛОДЯ. И вторая такая же. Скажите пожалуйста! Хм! Колготки сейчас снимать будем или после?

ЛИЛЯ. Хватит. Я сдаюсь.

ВОЛОДЯ. Хорошо. Как вы сдаетесь?

ЛИЛЯ. Я вас люблю. Мне жаль, что вы воете по ночам, я буду выть вместе с вами. Я буду во всем вам уступать, подчиняться. Развяжите меня и я сама вас поцелую. Чего вам еще надо? Зачем вам обязательно знать, кого я сегодня ждала? Я не могу вам сказать. Мне стыдно.

ВОЛОДЯ. Смирная стала. Овечка. Вот точно также и та, из подвала, заблеяла. Даже полюбила под конец. Знаете что, вы полежите пока, а я ваш дневничок полистаю. Очень мне интересно, что пишут в дневники хорошенькие женщины.

ЛИЛЯ. И одинокие.

ВОЛОДЯ. Конечно же одинокие. (Листает дневник). Так-так, ага: "Все время пытаюсь понять, почему мы расстались. Мы так хорошо жили..." Ну, это про него. Это тоже про него. "Любили друг друга"... "Прошло три месяца, а он ни разу не позвонил, это жестоко". "Хожу ночами по комнате и плачу..." Ну, это крокодильи слезы. "Боже, как я его люблю!" Слова! Слова! Слова! (Захлопывает дневник). Знаете что, возвращайтесь к нему, честное слово. Меня уже тошнит от вашего мужа. Только о нем и слышишь. Не хочу иметь с вами никакого дела.

ЛИЛЯ. Вы меня отпускаете?

ВОЛОДЯ. Так сказал тот мужчина из подвала женщине. Он хотел ее развязать и не успел. Ворвались полицейские и арестовали его. Но она успела его полюбить.

ЛИЛЯ. Помню. За то, что он перестал быть слюнтяем. За то, что сумел ее похитить.

ВОЛОДЯ. За то, что сумел совершить поступок. Необычный, дерзкий, смелый поступок.

ЛИЛЯ. Мне кажется, я бы тоже смогла оценить такого мужчину по достоинству.

 

Звонок в дверь.

 

ВОЛОДЯ. Кто это?

ЛИЛЯ. Боже, что я наделала! Я вызвала милицию по телефону.

ВОЛОДЯ. Вы меня предали? Почему?

ЛИЛЯ. Вы похитили рододендроны из оранжереи. Вы убежали от своей жены. Вы грубо вели себя со мной. И вы не тот, за кого себя выдаете. Вот почему. Вам мало?

 

Вторичный звонок, более продолжительный. Володя набрасывает на себя рубашку и спокойно идет к окну.

 

ЛИЛЯ. Вы с ума сошли! Пятый этаж!

ВОЛОДЯ. Я не буду сдаваться, как тот мужчина из подвала. И не смешите меня, не делайте вид, что вам меня жалко.

ЛИЛЯ. Не смейте!

ВОЛОДЯ. Вы хотите торжествовать. Вы хотите видеть, как меня будут уводить в наручниках? Ну так вы этого не увидите.

ЛИЛЯ. Нет-нет, постойте! Мне... Я испытываю к вам нежность.

ВОЛОДЯ. Вы... тому мужчине из подвала?

ЛИЛЯ. Это я вам. Я люблю вас.

ВОЛОДЯ. Это опять ловушка?

ЛИЛЯ. Это правда. Я вас люблю.

ВОЛОДЯ. Вы любите своего мужа.

ЛИЛЯ. Да.

ВОЛОДЯ. Вы любите партнера по драмкружку.

ЛИЛЯ. Да.

ВОЛОДЯ. И вы любите меня?

ЛИЛЯ. Люблю.

ВОЛОДЯ. Не слишком ли много для одной... одинокой...

ЛИЛЯ. И хорошенькой.

ВОЛОДЯ. Хорошенькой и одинокой

ЛИЛЯ. Я вас люблю. Это правда.

 

Пауза. Оба пристально смотрят друг на друга. Слышен звук открываемой ключом двери. Входит Нина Юрьевна.

 

НИНА ЮРЬЕВНА. Здравствуй, Володя.

ВОЛОДЯ. Здравствуйте, Нина Юрьевна.

НИНА ЮРЬЕВНА. Давненько не виделись.

ВОЛОДЯ. Полгода.

НИНА ЮРЬЕВНА. Похудел.

ЛИЛЯ. Еще бы: он на луну выл.

НИНА ЮРЬЕВНА. На кого? Это еще зачем? А ты чего веревками обмоталась?

ЛИЛЯ. Пусть расскажет, зачем он меня связал.

ВОЛОДЯ. Нина Юрьевна... Это... это мы пьесу репетируем.

НИНА ЮРЬЕВНА. Пьесу? Я думала вы мириться будете, а вы сразу и пьесу.

ВОЛОДЯ. Так мы... У нас скоро премьера. Времени осталось мало, театральных репетиций не хватает и мы...(Развязывает Лилю). Извините меня, Нина Юрьевна, я, наверное, пойду.

ЛИЛЯ (схватив его за руку). Мама, куда он пойдет? Зачем? Объясни ему!

НИНА ЮРЬЕВНА (чуть насмешливо). Что ж ты, Володенька, за полгода не находился? А ведь мы с Лилечкой очень по тебе скучали. Признайся, дочка. Признайся.

ЛИЛЯ (с любовью глядя в глаза Володи) . Я люблю вас. Я вас очень-очень... люблю.

ВОЛОДЯ. Это вы... тому мужчине из подвала?

ЛИЛЯ. Это я тебе, Володя. За полгода разлуки мне удалось это понять. Тебя люблю. Тебя.

НИНА ЮРЬЕВНА. Господи, какие же вы оба смешные Как же не любить мужа-то? А тебе, Володя, как не любить свою жену. Дети вы мои, милые. Да пожалейте вы друг друга. Ну поссорились. С кем не бывает. Теперь помиритесь.

ЛИЛЯ. Мама, он меня любит. Я это поняла. Он меня любит, мамочка. Любит!.

НИНА ЮРЬЕВНА. А я что тебе говорила? Вернется. Я же говорила: помиритесь. Только потерпеть надо.

 

Деликатно удаляется в свою комнату. Как только дверь за ней закрывается, Лиля и Володя страстно бросаются в объятия друг друга.